Черемушкин Герман (род. 1932)
Переход. Из серии «Москва»
1965
Размер - 47,5 x 59,6
Материал - бумага
Техника - гравюра на гипсе
Инвентарный номер - ГРС-8758
Дар автора. 2002
«Переход» принадлежит к серии произведений, опубликованных в книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (1968). Ее текст был написан Лидией Акимовой, воспевшей город как центр гуманизма, просвещения, кипучей современной жизни. Вербализируя самоощущение жителей Москвы, Акимова писала: «И с годами становится всё яснее, что твоя личная жизнь и судьба неотделимы от жизни города. Своим стало всё – большое и малое. Улица, на которой живешь, вид из окна – крыши, неизбежный шпиль высотного здания, новостройки и древняя церквушка – и площади, магистрали, гулкие залы метро… А главное – своим стал особый ритм и темп жизни, постоянное ощущение наполненности каждого дня».
Гравюра посвящена именно темпу жизни Москвы, который, по-видимому, особенно ускорялся в самом центре города. Художник создал обобщенный условный образ, показал переход на пересечении проспекта Маркса (его образовывали современные улицы Моховая, Охотный Ряд и Театральный проезд) и улицы Горького (теперь Тверская). Некоторые здания он произвольно сдвинул, сделал видимыми, чтобы полнее изобразить значимое место. Точка с видом на Исторический музей и Красную площадь представлена как узел стремительного разнонаправленного движения. Черёмушкин наглядно показывает, что пути пешеходов пролегают не только по поверхности земли, но и под ней: оживленная толпа всасывается вниз и выходит на переднем плане прямо на зрителя, и вдалеке на противоположной стороне Манежной площади она также течет, еще более сгущаясь. Машины мчатся в двух направлениях. Красную площадь вдалеке опоясывает бесконечная, уходящая к горизонту очередь в мавзолей. Чтобы композиция не развалилась, такое бурное и сложное движение следовало усмирить и уравновесить четкой направленностью и общей симметрией построения композиции. Идея симметрии проведена автором в высшей степени последовательно – по большому счету, правая и левая части гравюры зеркально повторяют друг друга. Внутри этой жестко организованной структуры пешеходы кажутся еще более оживленными и подвижными. Они энергично устремляются в подземный переход и из него, большинство из них молоды; на этом фоне выделяется согбенная спина старушки, под руку с ней идет мальчик. Он – единственный, кто, оглянувшись, смотрит на зрителя. Этот прямой любопытствующий взгляд размыкает цикличное городское движение, ставит его на паузу, сообщает нечто непосредственное и человеческое механистичной городской суете.
Как и другие печатные произведения серии «Москва», «Переход» был выполнен в авторской технике гравюры на гипсе. Герман Черёмушкин как художник-монументалист много работал с этим материалом. Его привлекли доступность, а также возможность печатать с гипсовой пластины изображения большого формата. Черёмушкин вырезал изображение на поверхности отполированного гипса. Сам материал давал основное средство выразительности – силуэт, глухое черное пятно на абсолютно белом фоне. Внутри это пятно могло быть детализировано, разделено контрастной белой линией. Резьба по гипсу позволяла добиться большой пластичности и разнообразия линий, создать арабески самых сложных очертаний. Пластина, подготовленная к печати, сначала сохраняла относительную упругость и могла быть пропущена через офортный станок. Со временем, по прошествии десятилетий, гипс становился хрупким, и получение новых отпечатков было уже невозможно. Тем не менее этот оттиск с доски 1965 года, вероятно, был выполнен позднее. От большинства гравюр серии его отличает высокое качество основы – это французская бумага верже с водяными знаками.