Черемушкин Герман (род. 1932)
Встреча космонавтов. Из серии «Москва»
1963
Размер - 50 x 63,4
Материал - бумага
Техника - гравюра на гипсе
Инвентарный номер - ГРС-8754
Дар автора. 2002
Любимый художник Германа Черёмушкина – Александр Дейнека, у которого он успел поучиться в Московском высшем художественно-промышленном училище, прежде чем Дейнеку уволили. Черёмушкин собирал книги, посвященные творчеству учителя. Его жена, Марина Кретович, дружила с женой Дейнеки Еленой Волковой, которая дарила памятные личные вещи мэтра, например его мольберт, впоследствии переданный Черёмушкиным в Курскую картинную галерею имени А.А. Дейнеки. Равнение на этого мастера заметно в гравюрах Черёмушкина «Лыжники» и «Встреча космонавтов». В связи с последней вспоминается композиционное решение Дейнеки в его картине «Эстафета по кольцу “Б”» (1947, Третьяковская галерея) с развернутой навстречу зрителю бесконечной лентой Садового кольца. Симметрия и торжественность такого построения воплощены Черёмушкиным в жесткой композиционной формуле, которую не боится использовать практикующий художник-монументалист новой эпохи 1960-х.
Благодаря применению авторской техники гравюры на гипсе размеры графического произведения весьма внушительны. Герман Черёмушкин как монументалист много работал с этим материалом. Сам автор вспоминал, что идею ему подал археолог и историк Античности В.Д. Блаватский, рассказавший о получении китайскими мастерами оттисков с гипса, смешанного с казеином. Черёмушкин вырезал изображение на поверхности отполированного гипса. Он мог использовать гипсовую плиту с двух сторон для создания двух разных гравюр.
Сам материал определял основные средства выразительности – силуэт, чередование пятен черного и белого. Гипс не позволял выполнять сложную штриховку, но работа с ним давала возможность добиться большой пластичности и разнообразия линий, создать арабески самых причудливых очертаний. Гипсовая пластина, подготовленная к печати, сначала сохраняла относительную упругость и могла быть пропущена через офортный станок; со временем, по прошествии десятилетий, она становилась очень хрупкой, и получение новых оттисков было уже невозможно.
«Встреча космонавтов» Германа Черёмушкина известна в двух вариантах. В обоих в центр помещена машина с мужчиной и женщиной – вероятно, Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой, которые, стоя в автомобиле с открытым верхом, приветствуют москвичей, и сопровождающая их группа мотоциклистов. Обе гравюры строго симметричны по композиции. Принципиально отличается изображение толпы. На листе из собрания Третьяковской галереи масса людей показана крайне схематично. Она будто спрессована в плотные нерасчленимые блоки и отодвинута на второй план. В другом варианте этой работы, опубликованной в книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (1968) под названием «Встреча космонавтов на Ленинском проспекте», толпа играет гораздо более активную роль. Она заполняет обе стороны улицы, обступает кавалькаду мотоциклистов и выходит на первый план. Толпа состоит из ликующих горожан, которые поднимают вверх руки и букеты. Именно эти образы – руки и цветы – причислял к основным «графическим знакам оттепели» дизайнер и искусствовед Владимир Кричевский, автор одноименной книги.
Оба варианта гравюры – и более строгий и официозный, и более эмоциональный и проникновенный – представляют собой выразительные образцы произведений, посвященных теме толпы и власти, одной из центральных в искусстве ХХ столетия.