Черемушкин Герман (род. 1932)
Встреча. Из серии «Москва»
1966
Размер - 22,2 x 54
Материал - бумага
Техника - гравюра на гипсе, тушь, кисть, графитный карандаш
Инвентарный номер - ГРС-8759
Дар автора. 2002
Гравюра «Встреча» принадлежит к серии «Москва», над которой Герман Черёмушкин работал в 1960-е.
В 1959 году он окончил факультет монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), где занимался у С.В. Герасимова, Г.М. Коржева, В.Е. Егорова. В графике художник сохранил пристрастие к крупной форме, создавая произведения значительного размера, рассчитанные на масштабы больших выставочных залов. Это стало возможным благодаря применению авторской техники гравюры на гипсе. Черёмушкин как монументалист много работал с этим материалом. Сам автор вспоминал, что идею ему подал археолог и историк Античности В.Д. Блаватский, рассказавший о получении китайскими мастерами оттисков с гипса, смешанного с казеином. Художник вырезал изображение на поверхности отполированного гипса. Он мог использовать гипсовую плиту с двух сторон для создания двух разных гравюр.
Сам материал определял основные средства выразительности – силуэт, чередование пятен черного и белого. Гипс не позволял выполнять сложную штриховку, но работа с ним давала возможность добиться большой пластичности и разнообразия линий, создать арабески самых сложных очертаний. Гипсовая пластина, подготовленная к печати, сначала сохраняла относительную упругость и могла быть пропущена через офортный станок; со временем, по прошествии десятилетий, она становилась очень хрупкой, и получение новых оттисков было уже невозможно.
Рисунки тушью, а также произведения, выполненные темперой и в технике гравюры на гипсе, были репродуцированы в книге «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черёмушкина» (Москва: издательство «Советский художник», 1968). Два изображения сопровождали следующий текст Лидии Акимовой: «Конечно, все наши города радушно принимают гостей из многих стран мира, но Москва концентрирует радушие и гостеприимство, сердечность и теплоту всего Советского Союза. Аэродромы и вокзалы цветами встречают гостей. Вместе с цветами мы хотим вселить и веру в возможность дружбы людей всего земного шара». На одном развороте были помещены «Встреча зарубежных гостей на аэродроме» и «Почетный караул на аэродроме». Один элемент изображения – самолет на взлетной полосе, представленный на втором плане, – почти без изменений повторялся на обеих гравюрах, в то время как сцены на первом плане резко контрастировали друг с другом.
«Встреча зарубежных гостей на аэродроме», в которой, по-видимому, воплотились воспоминания о годе Африки в СССР (1960), была полна движения и яркой экзотики: у микрофонов стояли люди в длинных пестрых одеждах в окружении ликующей толпы с букетами цветов. Гравюра из собрания Третьяковской галереи «Встреча» в издании 1968 года фигурировала под названием «Почетный караул на аэродроме». На ней были представлены две шеренги солдат в парадной форме. Руками в белых перчатках они сжимали оружие. Фигуры второго ряда в соответствии с принципами перспективного сокращения были слегка уменьшены в размерах, но в остальном точно повторяли персонажей первого ряда. Их чередование образовывало своего рода орнамент, с присущими ему четким ритмом и декоративностью. В этой работе Черёмушкин наглядно продемонстрировал умелое соединение навыков художника-монументалиста и мастера тиражной графики.