«Бассейн “Москва”» – одно из самых ранних произведений серии 1960-х годов, посвященной изображению столицы. Герман Черёмушкин, всего три года назад окончивший факультет монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), решает поставленную перед ним задачу именно как монументалист, легко и быстро освоивший приемы гравирования. Его учителями были С.В. Герасимов, Г.М. Коржев, В.Е. Егоров, а также А.А. Дейнека. Из всех гравюр серии эта – одна из наиболее условных, где изображение подчинено эффектному декоративному приему – разделке водной глади бассейна одинаковыми гребешками волн. Такая стилизация, более привычная, например, в исполнении настенной мозаики, влияет и на все остальные части изображения.
Бассейн «Москва» был построен по проекту архитекторов Д.Н. Чечулина, В.В. Лукьянова и Н.М. Молокова (1958–1960) на месте взорванного храма Христа Спасителя, на фундаменте так и не возведенного Дворца Советов. В произведении Черёмушкина представление о гигантском размере сооружения дает резкое перспективное сокращение его чаши и конструкций, разделяющих бассейн на секторы для пловцов разного возраста и степени физической подготовки, вышек для прыжков в воду, прожекторов на высоких опорах, а также фигур посетителей, лежащих вдоль кромки бассейна. Их вытянутые пропорции и несколько вычурные позы наводят на мысль о своеобразном советском маньеризме, усвоившем приемы Аньоло Бронзино, Франческо Пармиджанино и прочих, а также напоминают о затерявшихся в пейзаже фигурах Алессандро Маньяско.
Монументальны и размеры произведения, полученные благодаря применению авторской техники гравюры на гипсе. Герман Черёмушкин как художник-монументалист много работал с этим материалом. Сам автор вспоминал, что идею ему подал археолог и историк Античности В.Д. Блаватский, рассказавший о получении китайскими мастерами оттисков с гипса, смешанного с казеином. Черёмушкин вырезал изображение на поверхности отполированного гипса. Он мог использовать гипсовую плиту с двух сторон для создания двух разных гравюр.
Сам материал определял основные средства выразительности – силуэт, чередование пятен черного и белого. Гипс не позволял выполнять сложную штриховку, но работа с ним давала возможность добиться большой пластичности и разнообразия линий, создать арабески самых сложных очертаний. Гипсовая пластина, подготовленная к печати, сначала сохраняла относительную упругость и могла быть пропущена через офортный станок; со временем, по прошествии десятилетий, она становилась очень хрупкой, и получение новых оттисков было уже невозможно.
«Бассейн “Москва”» – крайне любопытный пример творческого эксперимента, связанного с использованием формальных приемов и даже материалов монументального искусства в области гравюры.