Купреянов Николай (1894-1933)
Интерьер дома в Селище
1923
Размер - 54,5 x 36
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть
Инвентарный номер - РС-16180
Приобретено у автора. 1926
Николай Николаевич Купреянов приехал в Селище, где уже жили его жена и дочь, в феврале 1920 года. Здесь он проводил много времени. Селение располагалось недалеко от Костромы. В 1920−1921 годах он работал в Костроме уполномоченным отдела ИЗО Наркомпроса по делам Костромских государственных свободных художественных мастерских. Здесь же руководил графической мастерской, преподавал рисунок. В 1920 году художник организовал в Костроме Музей живописной культуры.
В 1923−1925 годах в творчестве Купреянова происходил важнейший переход от четкой формы гравюры через более мягкую технику литографии к еще более свободному рисунку. В это время, переселившись в Москву, он преподавал на Полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, вел курс литографии. Главными мотивами рисунков художника тех лет были пейзажи, интерьеры и групповые портреты, сделанные в Селище, а также крымские пейзажи.
Рисунок «Интерьер дома в Селище» – почти набросок. Художника обрадовал вид освещенной из открытого окна комнаты, и он запечатлел уютную сценку с женской и детской фигурами на диване под окном. Легким движением кисти Купреянов наметил створку двери, распахнутой из соседней комнаты, бахрому шторы, разделявшей эти помещения, кресло на переднем плане слева.
При беглости рисунка мастер внимателен к деталям: он намечает отражение двери в блестящем натертом полу, ее резной узор и другие детали. Верхняя часть фигуры женщины дана темным силуэтом, но при этом создана портретная характерность. Мы понимаем, что женщина смотрит на художника, а ребенок целиком увлечен зрелищем за окном. В графических сериях, созданных в Селище, художник многократно изображал живших там своих родных – сестру, брата, жену, тетю и дочь Верочку.