В начале ХХ века важной частью повседневности становится кинематограф. Снимаются новые и новые фильмы, попутно стимулируя появление прикладных сфер – теории и критики кино, тематических журналов, киноплаката. Изобразительное искусство вступило в активный творческий диалог с кинематографом, заимствуя его мотивы, образы, приемы. Среди художников, которых особенно увлекал этот диалог, был Юрий Пименов –значительная фигура в советском искусстве, член-основатель художественного объединения
ОСТ (Общество станковистов), живописец и график, художник театра и кино.
В 1920-е и в начале 1930-х Пименов сотрудничал с журналом «Советский экран», создавая яркие иллюстрации на разнообразные сюжеты из мира кинематографа. Позднее он выступал в роли художника на съемках несохранившейся картины «Солнце восходит на Западе» (1932), а также в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки» (1950). С 1945 по 1972 год Пименов преподавал во ВГИКе – главном кинематографическом вузе страны.
«Кинокатя» – иллюстрация к одноименному фельетону, опубликованному в журнале «Советский экран» в 1927 году. Его автор, Вадим Шершеневич, один из основателей группы поэтов-имажинистов, в 1920-е годы писал сценарии и заметки в тематические журналы о кино. Сообразно с сатирическим характером фельетона пименовский образ Кинокати – это прежде всего шарж, обобщенный портрет легкомысленной девушки с самомнением кинозвезды. Отсюда подчеркнуто экстравагантная поза и жесткая, нарочито резкая пластика персонажа.
Рисунок – эталонный образец пименовского стиля в журнальной графике второй половины 1920-х, одной из самых ярких и интересных страниц его творчества. В нем отразились уроки
ВХУТЕМАСа, флагмана авангардного художественного образования 1920-х, и индивидуальные художественные поиски Пименова, его чуткость к современности и неизменный авторский юмор.