Точка зрения европейского кино
Патрон шедевра
Пименов Юрий (1903-1977)
Точка зрения европейского кино
1927
Размер - 48,5 x 38,9
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, гуашь, тушь
Инвентарный номер - Инв.9032
Приобретено у автора. 1927
В начале XX века важной частью повседневности стал кинематограф. Снимались всё новые и новые фильмы, попутно способствуя появлению прикладных сфер – теории и критики кино, тематических журналов, киноплаката. Изобразительное искусство находилось в активном творческом диалоге с кинематографом, заимствуя его мотивы, образы, приемы. Среди художников, которых особенно увлекал этот диалог, был Юрий Пименов – значительная фигура в советском искусстве, член-учредитель художественного объединения ОСТ (Общество станковистов), живописец и график, художник театра и кино.
В 1920-е и в начале 1930-х годов Пименов сотрудничал с журналом «Советский экран», создавая яркие иллюстрации на разнообразные сюжеты из мира кинематографа. 1920-е годы в кино, как и в изобразительном искусстве, – эпоха авангарда, время смелых идей, новаторских способов съемки и монтажа.
В композиции рисунка Пименов передает специфический прием «голландского», или «немецкого», угла съемки – с нижнего ракурса с заваленной линией горизонта. Особенную популярность этот прием обрел именно в 1920-е годы в фильмах немецкого экспрессионизма, для которых было важно передать психологизм действия с помощью нестандартных способов визуального повествования. Эффект, который достигается с помощью «голландского угла», – чувство неустойчивости и дезориентации. В сочетании с динамическим мотивом танца и необычным кадрированием сцены, оставляющей в поле зрения только ноги танцующих людей, этот эффект становится особенно выразительным.