Перов Василий (1833-1882)
Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
1863-1864
Размер - 54,8 x 80,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27835
Приобретено у С.К. Пхакадзе. 1949
Эскиз был исполнен Василием Перовым в период пенсионерской поездки. В августе 1863 года живописец сообщал Совету Академии, что, наняв мастерскую в Париже, немедленно принялся за работу и сделал эскиз «Продавец песенников» (Третьяковская галерея, 1863–1864) с более чем двадцатью фигурами, но остановился в своих занятиях, поскольку не смог закончить даже одной фигуры в картине, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра». В течение нескольких месяцев он посещал места скопления парижского люда как в самом городе, так и в пригородах. Результатом этих путешествий стал целый ряд однофигурных произведений («Шарманщик» (1863), «Шарманщица» (1864), «Савояр» (1864), все – Третьяковская галерея) и многофигурных композиций («Праздник в окрестностях Парижа» (1863–1864, Третьяковская галерея), «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления»). Мотив празднества, шумных народных гуляний давал возможность показать множество разнообразных и достаточно самостоятельных сцен городской жизни, продемонстрировать большое количество парижских типов.
Эскиз «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» не завершен художником. Многие фигуры и детали сцены исполнены лишь в подмалевке или только намечены, и незаконченность дает возможность увидеть процесс работы художника, войти в его творческую мастерскую, понять, чем эта работа особенно интересна.
Под куполом цирка проходит представление. Публика расположилась вокруг сцены на скамьях и на земле. Взоры многих зрителей обращены к фигуре мальчика-акробата, качающегося на трапеции. На переднем плане привлекает внимание зуав в красных мешковатых брюках. На дальнем плане играют музыканты. Гибкий, смелый и динамический рисунок свидетельствует о влиянии на Василия Перова творчества французских живописцев Огюста Раффе и Оноре Домье. Теплая цветовая гамма эскиза объединяет все элементы произведения.
В Третьяковской галерее хранится графический эскиз к этому произведению (1863–1864), живописный этюд находится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.