Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор нескольких памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ в керамике.
В 1900-х годах в Москве заметно вырос интерес к отечественной старине. Старорусские обычаи, жилища, одежда, утварь ‒ всё это становилось предметом тщательного изучения. Андреев предпринял поездки по Тульской и Вятской губерниям, а также по местам расселения народности мордва. Результатом поездок явилась большая тематическая коллекция народных костюмов, вышивок, головных уборов, альбомов с этнографическими зарисовками и фотографиями крестьянок в повседневной и праздничной одежде. Все собранные во время поездок материалы стали основой для работы над серией статуэток, изображающих мордовских крестьянок в национальных одеждах.
Андреев не показывал эти произведения на выставках. Они создавались в процессе поиска пластического воплощения натурных наблюдений и зарисовок. Образ девушки в скульптуре «Панька» перекликается с опоэтизированными русскими народными персонажами, в которых индивидуальные черты перерастают в символ. Сидящая девушка, погруженная в свои мечты, с ласковым именем Панька, напоминает таких героинь русской литературы и музыки, как Снегурочка из пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова.
Обращение Андреева к серии декоративных композиций, в которых проявилось сознательное стремление к специфически национальному, народному и самобытному, закономерно вплетается в характерную тенденцию развития искусства начала ХХ века.