Андреев Николай (1873-1932)
Портрет Н.Ф. Балиева
1911
Размер - 38 x 32 x 30
Материал - керамика
Техника - полива синяя
Инвентарный номер - Инв.18460
Поступило из мастерской скульптора, Москва. 1934
Мастерство Николая Андреевича Андреева как художника-психолога с особой полнотой и силой раскрылось в работе над созданием памятника Н.В. Гоголю, воздвигнутому к столетию со дня рождения писателя в Москве на Пречистенском бульваре. В процессе изучения гоголевских персонажей скульптор сблизился с коллективом Московского художественного театра.
Для узкого круга друзей и знакомых актерами устраивались шуточные самодеятельные представления, называемые «капустниками». Они проводились в театре-кабаре «Летучая мышь», которое возникло как закрытый ночной клуб актеров Московского художественного театра. Руководителем и конферансье был актер театра Н.Ф. Балиев. На капустниках царили искрометное веселье и непринужденная атмосфера. В этих представлениях принимали активное участие не только ведущие актеры труппы, но и руководители театра К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Среди приглашенных бывали А. Чехов, М. Горький, Ф. Шаляпин. На капустники допускались лишь артисты МХТ и немногие избранные друзья. На сцене создавался особый мир литературно-театральной пародии на нашумевшие мхатовские премьеры.
Присутствуя на репетициях и принимая участие в капустниках в качестве художника, Андреев имел богатый материал для наблюдений, возможность следить за изменениями мимики актеров и руководителей театра. Им были созданы небольшие по размеру, но чрезвычайно выразительные по пластике скульптурные портреты-этюды актеров театра и участников капустников. Андреев обладал чрезвычайно острым глазом, умением подметить и заострить характерные особенности мимики персонажей в пластических набросках.
Многие из этих работ были выполнены в керамике с использованием новых технологических средств, в том числе поливных эмалей. Андреев не показывал эти произведения на выставках. Они создавались в процессе поиска пластического воплощения облика портретируемого и возможности реализовать самые разнообразные художественные замыслы. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ в керамике.