Врубель Михаил (1856-1910)
Спящие воины. Фрагмент композиции «Воскресение»
1889
Размер - 40,8 x 64
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, уголь, акварель
Инвентарный номер - Инв.5287
Поступил из Московского Румянцевского музея (собрание князя С.А. Щербатова). 1925
Однажды Врубель приехал к Константину Коровину и привез с собой большую акварель «Воскресение Христово» – вещь невероятной красоты. «Тело Христа, – вспоминал Коровин, – было рисовано все из мелких бриллиантов, грань которых отливала всеми цветами радуг, а потому все тело светилось и горело. Кругом были ангелы, все было как бы из грани самоцветных камней». Впоследствии Коровин с огорчением узнал, что Врубель свой великолепный эскиз уничтожил, изрезав на мелкие части.
Эта история позволяет с большой долей вероятности утверждать, что два разлученные на время фрагмента этого утраченного произведения вновь соединились в собрании Третьяковской галереи. Вместе они составляют менее трети площади первоначальной композиции, должно быть, уникальной по своим художественным качествам. Это далеко не самые важные ее части, тем не менее, даже они могут быть причислены к лучшим акварельным работам Врубеля.
Художник писал эту композицию мелкими отдельными цветными мазками, пользуясь законом оптического смешения красок в глазу зрителя, фантастический эффект которого он наблюдал вблизи, когда реставрировал поврежденные временем византийские мозаики киевского Софийского собора. Этот же прием, уподобляющий живописный мазок кубику смальты, он станет в дальнейшем использовать и в масляной живописи.