Врубель Михаил (1856-1910)
Портрет Т.С. Любатович в роли Кармен
1890-е
Размер - 37,3 x 23,3
Материал - бумага на картоне
Техника - акварель, гуашь, карандаш
Инвентарный номер - Инв.5294
Поступило из Государственного Румянцевского музея (собрание С.А. Щербатова, Мосвка). 1925
«Среди русских художников было мало акварелистов по призванию. Большинство смотрело на акварель так: „Если я умею писать масляными красками, то акварелью работать мне ничего не стоит“ – и оттого уделяли мало внимания развитию этой техники. Немногие профессиональные русские акварелисты пользовались каким-нибудь излюбленным приемом, в особенности – свойственной материалу „заливкой“ с ее эффектными случайными затеками.
«Михаила Александровича привлекала чистота и прозрачность акварельных тонов, вот почему он с большим увлечением занялся не только изучением общеизвестной техники, но и исканием новых приемов работы», – писал искусствовед Н.А. Прахов в книге о художнике. Начиная со времени обучения в Академии художеств акварель стала творческой лабораторией Врубеля. «Портрет Т.С. Любатович в роли Кармен» – настоящий акварельный шедевр зрелого мастера. Художник вступает в своеобразное противоборство-игру со своевольной техникой, обнаруживая в прихотливых случайных формах затеков акварели такие ее качества, как непредсказуемость, нерукотворность. Красочная материя обретает самостоятельность, самоценность, способность к саморазвитию – ключевые для художественной системы Врубеля свойства. В «Портрете Т.С. Любатович» облик модели не столько воспроизводится, сколько рождается заново в условном пространстве листа. Повинуясь течению краски, самовольно создающей причудливый ритм, организующий композицию на листе, Врубель приближается к предельной степени условности языка, к некой границе предметного мира, допустимой в рамках визуальной системы его времени. Переосмысливая диапазон выразительных возможностей техники, он предчувствует задачи уже будущего художественного поколения.