Карандашный эскиз послужил основой сразу для двух портретов жены художника, созданных почти одновременно. Это «Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок», в котором общие с рисунком одежда, поза и трактовка образа модели, и акварельный портрет, изображающий Н.И. Забелу на фоне знаменитой кисейной занавески в доме Ф.А. Усольцева, ставшей не просто одним из любимых мотивов Врубеля, но и объектом подробного исследования. Изучение этой прихотливой натурной материи вдохновило художника на создание целой серии графических шедевров. Н.К. Рерих писал об особом, завораживавшем современников врубелевском даре видеть волшебство формы в самом простом натурном мотиве и вспоминал поразившую его фразу Врубеля: «Если хотя одну часть вещи сделать с натуры, это должно освежить всю работу, поднять ее уровень, приблизить к гармонии природы». Доктор Ф.А. Усольцев, наблюдавший художника в своей лечебнице, писал в воспоминаниях: «Кажется, что Врубель уже не из себя берет образы, а копирует окружающую жизнь и природу. Но нет! все, что выходит из-под его карандаша или кисти, так оригинально, так ново, сравнительно с оригиналом, что ясно, что, и копируя, Врубель творит. Будет ли это узор занавески, блеск стекла, причудливые формы и краски петунии, – все передано по-врубелевски».