В конце апреля 1902 года Врубель был помещен в московскую психиатрическую лечебницу Ф.А. Савей-Могилевича. Впоследствии он писал жене, что «за прошедшие шесть месяцев изрисовал около 1000 листов бумаги и все уничтожил». Но целая коллекция его рисунков чудом сохранилась благодаря доктору Владимиру Поморцову, служившему тогда в клинике.
Коллекция Поморцова удивительна. Среди ее рисунков есть те, что заставляют воспринимать безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное «инакомыслие», проявление чистой, не контролируемой разумом созидательной силы.
Истерзанные листки бумаги хранят память движения руки художника, бешеный, неистовый темп рисования, когда грифель карандаша, кажется, стачивается на наших глазах и прорывает бумагу. Врубель использовал для рисования любую попадавшуюся ему под руку поверхность – штриховал тончайшую бумагу на фактурной скатерти стола, рисовал на шероховатой стене под листом бумаги или, возможно, даже на простыне, тут же превращая это затруднение в художественный прием.