Передвижники стали родоначальниками своеобразного жанра – графических реплик живописных картин. Их главным назначением было воспроизведение полотен в черно-белых каталогах выставок, в журнальных статьях. На огромной территории России, где до многих городов было невозможно доехать реальным выставкам, книги и журналы становились единственным источником информации и популяризации современного искусства. Уже первая выставка Товарищества сопровождалась публикациями рисунков – реплик представленных в экспозиции картин, а в дальнейшем они делались и для иллюстрированных каталогов, и для размещения на страницах самой популярной и многотиражной периодики. Особую роль в развитии жанра реплик сыграло издание «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог Художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г.». Почти все эти «каталожные оригиналы» были приобретены И.Е. Цветковым у составителя издания Н.П. Собко и в составе его коллекции поступили в Третьяковскую галерею.
За живописную картину «Любители соловьев» Маковский в 1873 году получил первую премию Общества поощрения художеств «по живописи домашних сцен» и удостоен звания академика. Произведение имело большой успех не только у русской публики, но и на всемирной выставке в Вене. По словам известного критика В. Стасова, работа «занимала очень почетное место на выставке», он говорил о ней как о картине, «идущей в самую глубь русской народной жизни». Как пример тонкого понимания национального характера произведение было решено поместить в иллюстрированный каталог, и именно для публикации в нем художник создал в 1882 году графическую реплику картины. Отсутствие красок не мешает прочувствовать поэзию изображенной сцены: трое приятелей собрались в избе за столом послушать пение соловья.