Возвратившись домой после выступления на сцене, утомленная и опустошенная, Надежда Забела позирует в концертном платье. Это платье, состоявшее из нескольких слоев полупрозрачных цветных материй, было создано по замыслу Врубеля и уже само по себе стало художественным произведением.
Изображение платья мастер превратил в настоящую симфонию. Кажется, что воланы и складки еще таят в себе отголоски музыки и напряжение выступавшей перед публикой певицы.
Художник увлеченно пишет сначала платье, эффектно разложив его на кресле, а потом пытается придать ему объем и формы человеческого тела, несколько раз меняя положение фигуры Забелы. Совмещение этих вариантов, следы правок, оставшиеся в незавершенном портрете, создают удивительное, почти футуристическое, ощущение подвижности формы.
Художественный критик Сергей Маковский писал: «С какой любовью нарисовано платье! Точно лихорадочная энергия мастера хотела истратить себя на эти бесчисленные складки, капризными, нервными изломами охватывающие фигуру призрачноликой женщины. В этих складках – неясного серо-лилового тона, чуть тронутых розовыми бликами и ярко вспыхивающих кое-где, будто разбросаны по ним волшебные лепестки огненных цветов, – вся гениальная мятежность и в то же время странный рационализм, холодная точность его фантазии».