Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Пруд и подземелье. Демьяново
1903-1917
Размер - 71 x 97,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-148
Дар Е.К. Васнецовой. 1995
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1903–1917 годах Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных усадьбе Демьяново Клинского уезда. Старинная усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым («Бабушкин сад», 1878) и Василием Максимовым («Всё в прошлом», 1889), развивали московские живописцы, члены «Союза русских художников»: Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших российское общество. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
История Демьянова уходит в глубь Средневековья. Здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Фёдоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Танеев привлекал в усадьбу интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 год. Здесь он много работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Художник обратился к особому сюжету пейзажного жанра – изображению рукотворной природы усадебного парка. Атмосфера усадьбы обостряла понимание связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
В этюде «Пруд и подземелье» изображена заброшенная руина в глухом уголке парка. Предзакатный свет наполняет «природный интерьер» тишиной и покоем. Загадочная руина в обрамлении деревьев удваивается, отразившись в зеркале воды. Ностальгическое настроение выражено в мягких вечерних красках, нежных длинных тенях, игре отражений. Несмотря на декоративную обобщенную манеру письма, художник очень точно передает мельчайшие оттенки состояния природы.
Образ сада привлекал русских художников на протяжении всего XIX века, и его главной темой была гармония. Васнецов с эмоциональной точностью передает ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми простыми сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.