Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Демьяново. В тени лип
1907
Размер - 72 x 98
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-151
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных усадьбе Демьяново Клинского уезда. Старинная усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым ("Бабушкин сад", 1878) и Василием Максимовым ("Все в прошлом", 1889), развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Художник неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
Этюд «Демьяново. В тени лип» был написан летом 1907 года. Узнаваемый мотив восходит к импрессионизму и к русской усадебной лирике, где липовая аллея – синоним "своего", дома, приюта. Липовые аллеи были характерной чертой русских усадебных садов и воспринималась как символ русской жизни вообще. Мотив аллеи связан и с такими понятиями, как уединение, душевное погружение, вызывает сложную гамму размышлений и чувств.
На скамье под сводом сросшихся деревьев, в мозаике солнечных пятен изображены жена и сын художника. Беседка из старых лип создает иллюзию уютного защищенного пространства. Усиливая живописные средства, художник передает чувственное обаяние жаркого летнего дня, ощущение длительности, тишины, гармонии. Солнечная, хоть и тенистая липовая аллея предвещает любовь и радость.
Образ сада привлекал русских художников на протяжении всего XIX века, и его главной темой была гармония. Сумрак аллеи, полный света и сквозной тени притягателен как образ классической гармонии, смягченный интимной интонацией.
В первые десятилетия XX века пейзажный этюд стал любимым способом артистического высказывания Аполлинария Васнецова и живописцев "Союза русских художников". Васнецов научился с эмоциональной точностью передавать ощущения, вызванные тем или иным мотивом. За самыми простыми, непритязательными сюжетами всегда стоит целостный образ природы и российской действительности.