Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса
Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Акварельный пейзаж «Старая Москва. Метель» создан в период увлечения исторической темой. Художник соединяет натурные наблюдения с историческими изысканиями, поэтизируя старину, наполняя природу печалью и меланхолией.
Картина вобрала значительный опыт работы над историческим пейзажем. В 1900-е годы Аполлинарий Васнецов создал серию произведений, восстанавливающих облик и характер жизни Москвы XVII века. В картинах «На рассвете у Воскресенского моста» (1900), «Всехсвятский каменный мост» (1901) возникает образ величественного средневекового города, в них воссоздана историческая атмосфера, убедительно передана среда обитания горожан.
В 1900-е годы художник разработал индивидуальную акварельную технику. Тонкий слой акварели наносился поверх угольного или карандашного рисунка. Это позволяло подробно передавать детали старинных деревянных построек, украшенных резьбой, и мир постоянно меняющейся природы.
Акварели Васнецова более лиричны, чем его масляная живопись. Пейзаж «Метель» изображает снежную стихию, чуждую человеку, таинственную, непостижимую. Национальная самобытность зимнего мотива выражена в образе взвихренного снега, воплощающего представление о хаосе и роке. Улица исчезает в снежном мареве, сливаются и меркнут деревянные строения, отдельные фрагменты выступают с пугающей неожиданностью. Зритель будто ищет выход, томясь затерянностью в безлюдном мглистом пространстве.
Художник погружается в историческое время, настраиваясь на истоки русской культуры. Прошлое вызывает ностальгию и легкую грусть. На первый план выдвигаются символы далекой старины – березка в недостроенном срубе, древняя колокольня на столбе. Свежесрубленное деревце, олицетворявшее «мировое древо», по традиции ставили в будущем «красном углу» при строительстве дома.
Образ прошлого преломляется через народные традиции и полузабытые обряды. Легенды, обычаи и верования выражают мироощущение народа. В них художник видит существенные стороны национальной жизни и представляет их предметно и выразительно. Поэтизация снежной стихии, старины и традиционного уклада создает ностальгический облик «исконной» Руси.
По словам Александра Бенуа, Васнецов «сумел разгадать <…> коренную русскую <…> исчезающую красоту, вычурную, странную прелесть безвозвратно погибшей культуры». Изображая зимнее царство как меланхолическую грезу, Васнецов передавал ощущение стихийности природы и истории, обострившееся в первые десятилетия XX века.