На протяжении жизни Аполлинарий Васнецов неоднократно посещал многие губернии необозримой Российской империи. Подобные поездки и получаемые в них впечатления от природы и жизни людей он считал необходимыми для любого художника, особенно для пейзажиста.
Путешествуя, мастер выполнял многочисленные этюды с видами родной Вятской земли, Финляндии, Рижского побережья, Кавказа, Крыма, Урала и других уголков империи. Небольшие живописные работы такого происхождения были представлены им на выставках
Союза русских художников в 1900–1910-х годах. Особый отклик в творчестве Васнецова получил образ Русского Севера. Край холодных озер, неярких приглушенных красок, дремучих лесов и старинных легенд был близок автору умиротворяющей красотой и таинственным покоем.
Акварельный этюд «Ночь на озере, или Домик с сетями» 1905 года выполнен с тонкой наблюдательностью к особенностям Северного края, которые сначала необходимо почувствовать и уловить. Выбранная художником акварельная техника помогла наилучшим образом передать ощущение прозрачной свежести воздуха. Сюжет пейзажного этюда прост, в духе неброской северной природы. В умиротворенной тишине белой ночи притаилась рыбацкая избушка, вокруг нее на кольях развешены сети, вдали жемчужная гладь спокойного озера. Скромную композицию венчает затянутое рябью облаков небо.
Несложным колоритом на небольшом формате художнику удалось передать искренность и чуткость собственного восприятия красоты мира. Особый дар пейзажиста проявился в способности уловить не только природную, но и духовную красоту Северного края с его старинными легендами и сказаниями.