Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Наш дом. Рябово
1919
Размер - 49,7 x 88,5
Материал - бумага на картоне
Техника - акварель, карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-266
Дар В.А. Васнецова. 1984
Первые послереволюционные годы были тяжелым периодом в жизни Аполлинария Васнецова. Немолодой живописец вынужденно оставил преподавательскую должность в Училище живописи, ваяния и зодчества из-за противоречий с представителями новых художественных течений. Перемены в мире искусства, утрата позиций реализма и невозможность общения с учениками стали еще одним непростым испытанием. Картины и этюды, написанные в этот период, редко покидали пределы мастерской. Утешение, творческие и душевные силы Васнецов обрел, создавая серию из девяти акварелей «Моя Родина» 1918-1919, 1924 годов. Небольшие работы пронизаны теплом и светлой радостью воспоминаний о родном вятском крае. Источником сюжетов и вдохновения для лирического повествования стали бережно хранимые альбомы с ранними пейзажами и зарисовками мастера. В письме другу Николаю Хохрякову художник отметил: «Много раз меня спасало искусство в трудные минуты душевного состояния и напастей судьбы…пишешь себе да пишешь…Глядишь, и горе улетело».
Одна из картин серии «Наш дом. Рябово» выполнена автором с особым теплом и трепетом. Простой лирический мотив пронизан духом воспоминаний о провинциальном детстве. Морозный зимний вечер кажется мягким и приветливым от розовых лучей закатного солнца. Большой деревянный родительский дом стоит возле широкой заснеженной улицы, Васнецов с вниманием и любовью тщательно прорисовывает все его детали. Застывшая природа оживляется жанровой сценкой на переднем плане: крестьянин, сняв шапку, вышел встречать подъехавший плетеный возок. Колорит акварели построен на сочетании белого, охристого и голубого цветов, блики вечернего солнца объединяют собой все краски композиции. Мастеру удалось не только эмоционально передать образ родного края, но и справиться с непростой художественной задачей – создать в акварели мотив зимнего морозного заката.
Картины серии «Моя Родина» пронизаны глубиной чувства, любованием природой и ощущением тепла. Правдивого и детального изображения уютного сельского мира Аполлинарий Васнецов добился, используя любимую технику – проработку красочного тона шероховатым «живым» штрихом угля или тонкого карандаша.