Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Демьяново. Осенью в парке
1903-1917
Размер - 31,7 x 40,8
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-163
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым ("Бабушкин сад", 1878) и Василием Максимовым ("Все в прошлом", 1889), развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов с семьей проводил летние месяцы с 1903 по 1917 годы. Художник неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде, стремясь создать достоверные и значимые образы усадьбы. В широком диапазоне усадебных сюжетов он выбирает натурный этюд, фиксирующий реальные черты усадебного пейзажа. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
Серия демьяновских этюдов позволяет заглянуть в усадьбу того времени. Работы писались с натуры, по свежему впечатлению. Центральной темой становится красота русского пейзажа на протяжении всех времен года. Художник стремится передать особое настроение места, дня, природного состояния.
Этюд "Осенью в парке" транслирует элегическое настроение, созвучное атмосфере старинной усадьбы. Липовые аллеи были характерной чертой русских садов и воспринималась как символ русской жизни вообще. Мотив осенней аллеи связан и с такими понятиями, как уединение, душевное погружение. В чутком пейзаже, наполненном тишиной и сумеречными настроениями, выражена психология времени.
"Сумеречный" пейзаж занимал Васнецова с 1890-х годов. В картине "Сумерки" (1889) элегические настроения воплощены в томных красках затухающего дня. В картине "Элегия" (1893) размышление о бренности человеческой жизни выражено и в сюжете, и в сумрачном состоянии природы. Элегические пейзажи Васнецова многогранны, психологичны и музыкальны. В них заключено некое иносказание, ассоциирующееся с зыбкостью жизни и волнениями эпохи.