Большинство произведений Николая Андреевича Андреева поступило в собрание Третьяковской галереи после его смерти, непосредственно из мастерской скульптора. Многие из них не предназначались для экспонирования и никогда не выставлялись. К таким работам относится портрет Ирины Алексеевны Кузнецовой, крестьянки Тверской губернии, няни в семье М.П. Гортынской, жены Андреева. Ириньюшка, как ее называет Гортынская в своих воспоминаниях, была частью семьи, участвовала в ее жизни, с ней любили поболтать о старых временах, о которых она «вспоминала с юмором, не лишенным горечи».
Портрет Ириньи – умиротворенно-созерцательный образ. Жизненная достоверность достигается тщательной фиксацией строения лица, рельефа его поверхности. Скульптор воспроизводит складки морщинок, точно прослеживает форму асимметричных подслеповатых глаз. Андреев выбирает для портрета терракоту, близкую к цвету кожи человека, и дополняет ее тонировкой отдельных деталей. Сущность человека в этом портрете проявляется через глубокую конкретизацию облика. Лицо Ириньюшки словно озарено внутренним светом. В нем чувствуется теплота и сердечность отношения автора к этому человеку.