Андреев Николай (1873-1932)
Сирена
1912-1913
Размер - 54 x 22,3 x 21,5
Материал - майолика
Техника - роспись полихромная
Инвентарный номер - Инв.27388
Поступило из мастерской скульптора, Москва. 1934
Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор нескольких памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ.
В работе с этим материалом появилась возможность, наряду с экспериментами с цветными поливами, также попробовать создавать работы в разной стилистике. Изображения таких сказочно-мифологических персонажей, как наяды, русалки, фавны, тритоны, пользовались популярностью в эпоху модерна. Вся фигура сирены – закинутая назад голова, драматически вскинутая рука, подобные змеям рыбьи хвосты – пронизана экспрессивно-беспокойным динамичным движением, создающим ощущение надвигающейся стихийной катастрофы.
В 1900–1910-е годы Андреев неоднократно обращался к мифологическим и библейским сюжетам, каждый раз трактуя их по-новому, используя характерные особенности пластических решений разных стилистических направлений. Среди этих работ выделяется скульптурная композиция «Вакханка на козле», привлекшая внимание критики на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1905 году. Не менее интересны и три работы на библейский сюжет о Самсоне и Далиле, «Фавн», «Вакханка с виноградом», а также эксперименты с цветными поливами в скульптуре «Вакханка». Все эти произведения автор не показывал на выставках, они создавались в процессе творческих поисков и не выходили за пределы мастерской скульптора.