Андреев Николай (1873-1932)
Портрет писателя П.И. Вайнберга
1904. Отлив 1957
Размер - 48,5 x 39 x 35
Материал - бронза
Инвентарный номер - СК-74
Поступило из бронзолитейных мастерских. 1957
Николай Андреев – советский скульптор, график. Наиболее известен как автор «ленинианы» – большой серии скульптурных и графических портретов В.И. Ленина.
Этот бюст был выполнен Н.А. Андреевым в 1904 году, в начале творческого пути. К тому времени он закончил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и съездил на Всемирную выставку 1900 года в Париж. Там он познакомился с разными направлениями современной европейской пластики. По возвращении из поездки мастер по просьбе А.И. Сумбатова-Южина, председателя литературно-художественного кружка «Среда», с середины 1900-х активно работает над созданием галереи портретов своих современников – представителей отечественной культурной и интеллектуальной элиты.
Одним из них был Пётр Исаевич Вейнберг (1831–1908) – поэт, переводчик, историк литературы, критик, публицист, педагог. Он считается одним из крупнейших отечественных переводчиков XIX века. Своей деятельностью Вейнберг во многом способствовал популяризации зарубежной литературы в России. Главный принцип его переводческой работы заключался в максимальном приближении к духу литературного источника. В 1903 году он был удостоен Пушкинской премии и награжден золотой медалью Российской Академии наук. Перевел на русский язык огромное количество стихотворных и прозаических произведений более 60 авторов, от Горация, Данте и Шекспира до Гейне, Гюго и Ибсена. Многие стихотворения и переводы П.И. Вейнберга послужили основой романсов и песен А.С. Даргомыжского, Ц.А. Кюи, А.Т. Гречанинова, М.М. Ипполитова-Иванова и других композиторов.
В настоящем произведении Н.А. Андреев проявил талант портретиста, благодаря которому образ признанного и уважаемого русского литератора остался запечатленным для будущих поколений. Индивидуальные черты облика публициста точно схвачены молодым скульптором. П.И. Вейнберг изображен в почтенном возрасте, с длинной вьющейся бородой. Легкими движениями пальцев рук Н.А. Андреев вылепил лицо писателя, уподобив его мыслителям и мудрецам античных времен.
Портрет П.И. Вейнберга входит в число работ Н.А. Андреева, в которых отчетливо заметно влияние его художественной практики в Париже: он использует новаторские технические приемы скульптурного импрессионизма. Это выражается в ощущении свободно вылепленной, незаконченной пластической формы и размытости контуров фигуры.
Бюст был отлит в бронзе в 1957 году по оригинальному гипсовому слепку 1904 года по заказу Третьяковской галереи.