Танец журавлей
Патрон шедевра
Белашов Александр (1933-2011)
Танец журавлей
1967
Размер - 126 x 160 x 99
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-2882
Поступило от МК СССР. 1985
Главной темой творчества Александра Михайловича Белашова стал идеальный гармоничный мир, где звери живут естественной жизнью, где они хозяева, а человек – гость. Он был внимательным исследователем природы, полным желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть, почувствовать неистощимую динамику. Основным источником творчества скульптора стали многочисленные длительные путешествия по России. Из поездок он привозил множество альбомов с рисунками, набросками, которые уже в мастерской становились законченными произведениями. Насколько богата была география поездок Белашова, настолько разнообразны сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии…
Композиция «Танец журавлей» построена на повторении одного и того же мотива в насыщенном пространственном ритме, который создает ощущение веселого хоровода. В выборе сюжета А.М. Белашов использовал непосредственные наблюдения за поведением птиц: «Я вышел на поляну и увидел танцующих журавлей… Они приседали, делали вид, что кормятся, а потом разом устремились друг к другу, выбрасывали вверх шеи и расправляли крылья. Чистые трубные звуки лились над весенним лесом». Скульптурная группа отличается отточенностью экспрессивного движения птиц. Белашову удалось создать гармоничный синтез скульптуры с окружающим пространством. Композиция получила предназначение стать частью природного ландшафта – оформлять водоем в парке.
Подобный мотив танца журавлей был использован Белашовым и при создании плоского фонтана в Уфе, а фонтан на Чистопрудном бульваре в Москве украшает скульптура «Поющий журавль». Многие изображения разных животных были выполнены автором для оформления территории Московского зоопарка. Особая ценность всех работ скульптора – в их ярко выраженном пафосе радостного утверждения бытия.