Белашов Александр (1933-2011)
Стерх
1983
Размер - 48 x 99 x 27
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-2530
Поступило от Министерства культуры СССР. 1985
Главной темой творчества Александра Михайловича Белашова стал идеальный гармоничный мир, где звери живут естественной для себя жизнью, где они хозяева, а человек – гость. Он был внимательным исследователем природы, полным желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть, ощутить динамику. Основным источником творчества скульптора стали многочисленные длительные путешествия по России. Из поездок он привозил множество альбомов с рисунками, набросками, которые уже в мастерской становились законченными произведениями. Насколько богата была география поездок Белашова, настолько разнообразны сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии…
Чудодейственную силу природы, ее дух, интонации, сюжеты скульптор переносил в свое искусство. Стерхи – редкий исчезающий вид журавлей, гнездящихся на просторах бескрайних болот на Севере России. Скульптор изобразил птицу в спокойном, умиротворенном состоянии. Пластический объем организуется плавной извилистой линией, охватывающей тело птицы от клюва до кончика хвоста. Маленький мир этой отдельной жизни утверждает естественность и устойчивость бытия.
Творчество А.М. Белашова разносторонне. Помимо станковой и декоративной пластики он обращался к скульптуре малой формы, к разным видам керамики: фарфору, шамоту, фаянсу, майолике. Группу этих пугливых птиц Белашов изобразил также в большом керамическом рельефе «Стерхи», где они показаны в среде их обитания. На понимание скульптором основ анималистики сильнейшее влияние оказало творчество выдающихся мастеров этого жанра: И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова. Как и его предшественники, Белашов учился у природы. В основе этого процесса лежит вдумчивое наблюдение, умение живо чувствовать одухотворенную красоту, характер и поэзию каждой частицы мироздания.