Белашов Александр (1933-2011)
Лосенок
1973
Размер - 38 x 48 x 45
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, полихромная
Инвентарный номер - СКС-764
Поступило от МК СССР; приобретено у автора с выставки «50 лет МОСХ» (1982, М.). 1983
Наполненный живым дыханием мир природы проникает во все сферы художественной деятельности Александра Михайловича Белашова: графику, скульптуру, живопись. Он был внимательным исследователем природы, полный желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть. Одним из источников творческих начинаний скульптора стала многолетняя дружба с сотрудниками Московского зоопарка, которые приглашали его понаблюдать за животными в недоступных для посетителей вольерах. Первоначальные впечатления от наблюдений за только что вылупившимися птенцами орла или новорожденным детенышем лосихи фиксировались в многочисленных рисунках – от сложных, тщательно проработанных штудий до быстрых лаконичных карандашных набросков.
Символом доверчивости и чистоты стала композиция «Лосенок», проникнутая нежным лирическим чувством. Образный строй произведения соединил в себе зоркость и безупречную честность наблюдения за характерной позой животного, его приподнятой и повернутой в сторону головой, настороженно торчащими острыми ушами. Фарфор оказался материалом, созвучным склонности скульптора к усилению формы цветом. Объем скульптуры Белашов моделирует из расчета на будущую роспись. Он до тонкости знал и бесконечно любил работать во всех разновидностях керамики: в фарфоре, фаянсе, шамоте, майолике. Этот материал позволял скульптору создавать и монументально-декоративные панно для парков и музеев, и небольшие пластические этюды: «Медведица с медвежонком», «Сова», «Морские котики», «Ипатки», «Стерхи», «Белка на ветке». В них органично слились характер образа, материал и цвет.
В области понимания и значения основ анималистического жанра сильнейшее влияние на А.М. Белашова оказало творчество выдающихся мастеров И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова. Как и его предшественники, Белашов продолжал учиться у природы. В основе этого процесса лежит вдумчивое наблюдение, умение живо чувствовать одухотворенную красоту, характер и поэзию каждой частицы мироздания и их взаимозависимость. Не случайно самой крупной работой скульптора стало керамическое панно «Древо жизни» для интерьера Палеонтологического музея в Москве, за которое он был удостоен Государственной премии.