Белашов Александр (1933-2011)
Самка с детенышем. Лежбище моржей
1983
Размер - 20 x 26 x 15
Материал - керамика
Инвентарный номер - СКС-3531/2
Главной темой творчества Александра Михайловича Белашова стал идеальный гармоничный мир, где звери живут естественной для себя жизнью, где они хозяева, а человек – гость. Он был внимательным исследователем природы, полным желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть. Основным источником творческих начинаний скульптора стали длительные путешествия по России. Из поездок он привозил множество альбомов с рисунками, набросками, которые уже в мастерской становились законченными произведениями. Насколько богата была география поездок Белашова, настолько разнообразны и сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии…
На Чукотке и Командорских островах Белашов часами делал в блокноте зарисовки играющих морских котиков и моржей. В своих записках он отмечал, что «их пластика неожиданна и изменчива. Они, например, могут “почесать за ухом” задней ластой, как это делают собаки, лежать в обнимку друг с другом; особенно любят моржи лежать на спине, изредка поглаживая ластами шею и живот». Делать зарисовки с натуры – непростая задача для художника-анималиста. Надо постараться не спугнуть отдыхающих на берегу животных. Достаточно им услышать посторонний шорох, и все стадо мгновенно окажется в воде. Достоверная конфигурация больших, немного неуклюжих в своих движениях моржей закреплялась в энергичных набросках, чтобы впоследствии найти свое воплощение в серии скульптур малой формы «Животный мир Чукотки».
Тема, связанная с изображением ластоногих обитателей морского побережья, нашла воплощение также в станковой и декоративной скульптуре Белашова. В коллекции галереи находится серия скульптур, выполненная в керамике и бронзе: «Нерпа», «Морской котик с детенышем», «Котики», «Морской котик». Многие изображения этого вида животных были созданы автором для оформления территории Московского зоопарка.
На его понимание основ анималистики сильнейшее влияние оказало творчество выдающихся мастеров этого жанра – И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова. Как и его предшественники, Белашов продолжал учиться у природы. В основе этого процесса лежит вдумчивое наблюдение, умение живо чувствовать одухотворенную красоту, характер и поэзию каждой частицы мироздания.