Стерхи
Патрон шедевра
Белашов Александр (1933-2011)
Стерхи
1987
Размер - 140 x 116 x 30
Материал - керамика
Инвентарный номер - СКС-2795/1-10
Главной темой творчества Александра Михайловича Белашова стал идеальный гармоничный мир, где звери живут естественной для себя жизнью, где они хозяева, а человек – гость. Он был внимательным исследователем природы, полным желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть. Основным источником творческих начинаний скульптора стали длительные путешествия по России. Из поездок он привозил множество альбомов с рисунками, набросками, которые уже в мастерской становились законченными произведениями. Насколько богата была география поездок Белашова, настолько разнообразны и сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии…
Наполненный живым дыханием мир природы проникает во все сферы художественной деятельности А.М. Белашова: графику, скульптуру, живопись. Он часто в одном произведении соединял эти виды искусства. Предметом пластической задачи у Белашова становилась природная форма, объединяющая представление о живом существе и среде его обитания. Стерхи – редкий, исчезающий вид журавлей, гнездящихся на просторах бескрайних болот на Севере России. В скульптуре «Стерхи» молочно-белые птицы показаны на живописном фоне с изображением болотных трав в нежно-коричневых и голубоватых тонах. Произведениям Белашова, выполненным в керамике, свойственно декоративное преломление темы, осуществляющееся прежде всего благодаря цвету и композиции, близкой по типу построения рельефу. Здесь цвет передает и характер местности, и атмосферу среды обитания птиц, а сам рисунок – высокую густую траву, растущую в топких болотах Севера. Природа, как и весь мир, воспринималась скульптором объемно. Растения вплетаются в узор керамических скульптур как нечто дополняющее пластическую форму, отвечая ее движению и образуя с ней нерасторжимое целое.
В области понимания основ анималистического жанра сильнейшее влияние на А.М. Белашова оказало творчество выдающихся мастеров – И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова. Как и его предшественники, он продолжал учиться у природы. В основе этого процесса лежит вдумчивое наблюдение, умение живо чувствовать одухотворенную красоту, характер и поэзию каждой частицы мироздания, их взаимозависимость. Не случайно самой крупной работой скульптора стало керамическое панно «Древо жизни» для интерьера Палеонтологического музея в Москве, за которое он был удостоен Государственной премии.