Белашов Александр (1933-2011)
Бегущие дрофы
1965
Размер - 47 x 52 x 12
Материал - керамика, полива
Техника - роспись
Инвентарный номер - СКС-2885
Приобретено у автора с выставки "Ноев ковчег". 1992
Главной темой творчества Александра Михайловича Белашова стал идеальный гармоничный мир, где звери живут естественной жизнью, где они хозяева, а человек – гость. Белашов был внимательным исследователем природы, полным желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть, передать неистощимую динамику. Основным источником творческих исканий скульптора были многочисленные длительные путешествия по России. Из поездок он привозил множество альбомов с рисунками, набросками, которые уже в мастерской становились законченными произведениями. Насколько богата была география поездок Белашова, настолько разнообразны и сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии…
Наполненный живым дыханием мир природы проникает во все сферы художественной деятельности А.М. Белашова: графику, скульптуру, живопись. Он часто в одном произведении соединял эти виды искусства. Предметом для решения определенной пластической задачи у Белашова становилась природная форма, объединяющая живое существо со средой его обитания. Так, дрофы гнездятся в высокой степной траве. В ней их трудно заметить, им здесь легко спрятаться. Скульптору важно точно передать не только облик птиц, но и образ их жизни. В вертикальных блоках с графическим изображением цветущих полевых трав он скрывает тела убегающих от опасности птиц. Природа воспринимается скульптором объемно. Растения вплетаются в узор керамических скульптур уже не как разрозненные мотивы, а как нечто дополняющее скульптурную форму, отвечая ее движению и образуя с ней нерасторжимое целое.
В области понимания основ анималистического жанра сильнейшее влияние на А.М. Белашова оказало творчество выдающихся мастеров – И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова. Как и его предшественники, Белашов учился у природы. В основе этого процесса лежало вдумчивое наблюдение, умение живо чувствовать одухотворенную красоту, характер и поэзию каждой частицы мироздания, их взаимозависимость. Не случайно самой крупной работой скульптора стало керамическое панно «Древо жизни» для интерьера Палеонтологического музея в Москве, за которое он был удостоен Государственной премии.