Белашов Александр (1933-2011)
Белка на ветке
1978
Размер - 65 x 32 x 8
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, полихромная
Инвентарный номер - СКС-2790
Поступило от МК СССР; приобретено у автора. 1986
Главной темой творчества Александра Михайловича Белашова стал идеальный гармоничный мир, где звери живут естественной для себя жизнью, где они хозяева, а человек – гость. Белашов – внимательный исследователь природы, полный желания постигнуть ее исконные начала, вникнуть в суть. Основным источником творческих начинаний скульптора стали длительные путешествия по России. Из поездок он привозил множество альбомов с рисунками, набросками, которые уже в мастерской становились законченными произведениями. Насколько богата была география поездок Белашова, настолько разнообразны и сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии…
Наполненный живым дыханием мир природы проникает во все сферы художественной деятельности Белашова: графику, скульптуру, живопись. Он до тонкости знал и бесконечно любил работать во всех разновидностях керамики: фарфоре, фаянсе, шамоте, майолике. Эти материалы позволяли включить в композицию изображение пейзажного окружения, соединить скульптурные и графические элементы в одном произведении. В скульптуре «Белка на ветке» четкий темный силуэт зверька возникает над прозрачным кобальтовым пейзажем. Роспись не отождествляется с колоритом конкретного времени года или привычной окраской животного. В традиционном для росписи по фарфору бело-голубом рисунке проявляется обобщенное образное видение, возникает пространственная перспектива.
В области понимания и значения основ анималистики сильнейшее влияние на А.М. Белашова оказало творчество выдающихся мастеров этого жанра – И. Ефимова, В. Фаворского, В. Ватагина, А. Сотникова. Как и его предшественники, Белашов продолжал учиться у природы. В основе этого процесса лежит вдумчивое наблюдение, умение живо чувствовать одухотворенную красоту, характер и поэзию каждой частицы мироздания, их взаимозависимость. Не случайно самой крупной работой скульптора стало керамическое панно «Древо жизни» для интерьера Палеонтологического музея в Москве, за которое он был удостоен Государственной премии.