«По дороге к Кульдже» – таким комментарием сопровождалась картина в каталогах персональных выставок. Упоминание крупного торгового города на границе с Китаем подтверждает, что во время путешествия по Туркестану Верещагин добирался до самых отдаленных его уголков. Осенью 1869 года он останавливался в Аккенте, где помимо графических зарисовок выполнил несколько живописных картин с натуры. В своей книге «На войне в Азии и Европе» 1894 года художник вспоминал: «Однако возвращаюсь к Ак-Кенту. Работы свои, заметки и этюды масляными красками я чередовал с охотою, в особенности на фазанов, которых в камышах было видимо-невидимо».
Аккент (ныне Панфиловский район Алматинской области Казахстана) – одно из крупных поселений онгкор-солонов. В 1862–1869 годы во время уйгуро-дунганского мятежа большая часть населения солонов в долине реки Или погибла, немногим удалось бежать на территорию российского Туркестана. Благодаря литературному и живописному наследию Верещагина можно представить, как выглядел Ак-Кент, пострадавший меньше других городов.
Несмотря на авторское название, очевидно, что на картине изображена традиционная китайская кумирня (цытан), увиденная Верещагиным с задней стороны двора и поэтому принятая за жилой дом. Молельню можно узнать по характерной двускатной кровле, изогнутой в традиционном для Восточной Азии стиле. Богато декорированные кумирни принадлежали крупным общинам и родовым кланам, а более скромные, как на картине художника, – разным зажиточным семьям.
Колористический строй произведения притягивает контрастным столкновением насыщенных синего и желтого цветов. Фигуры местных жителей, словно тающие в мареве знойного солнца, обозначены деликатными прикосновениями кисти мастера, открывшего для себя эффекты освещения на Востоке.