Волошин Максимилиан (1877-1932)
Ветер
1921
Размер - 14,5 x 18,4
Материал - бумага
Техника - тушь, перо
Инвентарный номер - РС-3538
Дар А.А. Сидорова. 1969
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий для ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом, – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века, возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился смягчить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разные периоды времени было создано множество акварельных произведений, которые сам автор называл «музыкально-красочными композициями на тему киммерийского пейзажа».
Этот лист – редкий пример чистой графики в творчестве Волошина. Автор не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж. Истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. С помощью диагональной штриховки пером он линиями разной толщины передает движение ветра. Художник спиралевидно закручивает штрихи, обозначая уходящую в перспективу долину и наклоненные деревья. В этом рисунке, как и во многих других, ощущается сходство с шедеврами японской гравюры. «Там, где европейские художники искали пышных декоративных масс листвы <…>, японец чертит линию ствола перпендикулярно к линии горизонта, а вокруг него концентрические спирали веток...» – писал Волошин. Именно японскими миниатюрами он вдохновлялся, уделяя огромное внимание линейному принципу построения композиции, вставляя в изображение строки из своих стихов. Сочетание этих приемов погружает нас в ирреальный мир поэтической вселенной произведений «коктебельской сюиты».