На карандашном портрете Михаила Юрьевича Лермонтова Шадр изобразил поэта в ментике лейб-гвардии Гусарского полка, в котором он служил в 1834–1837 годах до своей первой ссылки на Кавказ. Лермонтов был осужден по делу «О непозволительных стихах…», когда после убийства на дуэли А.С. Пушкина в 1837 году написал стихотворение «Смерть поэта», обличающее тех, кто стал виновником гибели великого русского поэта.
Портрет вошел в группу подготовительных набросков, рисунков, эскизов Шадра, исполненных в 1940 году к проекту памятника М.Ю. Лермонтову для Москвы. Однако Иван Дмитриевич успел разработать свой проект только в графических листах. 3 апреля 1941 года он умер от тяжелой продолжительной болезни, оставив множество карандашных композиций памятника с высоким постаментом в виде колонны и венчающей ее монументальной бронзовой патинированной фигурой.
Следует отметить, что ни один из прижизненных портретов Лермонтова не дает полного представления о поэте. Собирательный образ, созданный Шадром, вобрал в себя характерные черты нескольких изображений поэта, среди которых лучшие и, безусловно, наиболее достоверные – портрет кисти П. Заболотского (1837), у которого поэт брал уроки живописи, и автопортрет Лермонтова (1837), в котором поэту, обладающему и художественным дарованием, удалось передать свою душевную мягкость. Принято также считать, что наиболее схожим с оригиналом стал портрет М.Ю. Лермонтова в военной фуражке (1840), исполненный однополчанином поэта – бароном Паленом. На графическом портрете Шадра предстает миловидный молодой человек с открытым русским лицом, весь облик которого свидетельствует о волевом характере и развитом чувстве собственного достоинства.