Памятник А.С. Пушкину
Патрон шедевра
Шадр Иван (1887-1941)
Памятник А.С. Пушкину
Вторая половина 1930-х
Размер - 13,1 x 18,5
Материал - бумага с водяными знаками
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - АРХ ГР-2580/37
От Всесоюзного художественно-производственного комбината имени Е.В. Вучетича. 1968
На карандашном эскизе памятника А.С. Пушкину для Ленинграда Шадр поместил статую поэта на высоком прямоугольном постаменте рядом со скульптурами двух древнеегипетских сфинксов, издавна украшающих Университетскую набережную напротив Академии художеств. Поэт, реформатор русской поэзии, смотрит через Неву на памятник реформатору русского государства Петру Первому, который намечен легким силуэтом. Основной замысел решения памятника раскрывает авторская запись пушкинской строки из поэмы «Медный всадник»: «Ужо тебе!» Противоборство поэта с самодержавием проиллюстрировано очень наглядно. Это поразительное по остроте композиционное решение скульптор разработал еще в нескольких набросках к памятнику, но в итоге в дни второго тура конкурса 1938 года был утвержден проект со статуей поэта у ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова.
Эскиз вошел в большую группу подготовительных рисунков и эскизов Шадра к проекту памятника А.С. Пушкину. Однако уже задолго до объявления конкурса 1937 года Шадр начал работать над его воплощением, что подтверждают рисунки, датированные 1935 годом. Сотни раз в альбомных набросках и заметках мастер намечал идеи создания памятника любимому поэту. К сожалению, этим идеям не суждено было осуществиться, так как неожиданно городские власти сообщили Шадру о своем решении установить памятник не на Васильевском острове, а в сквере у Русского музея. Шадр согласился, но осуществить новый проект не успел: 3 апреля 1941 года Иван Дмитриевич умер от тяжелой продолжительной болезни.
Пушкин был неразлучным спутником скульптора последние пять лет жизни. Шадр был убежден, что Пушкина надо изображать не созерцателем и одиноким мыслителем, но вдохновенным пророком своего народа, способным «глаголом жечь сердца людей». Именно такую возвышенно монументальную трактовку образа поэта отражают многочисленные графические эскизы скульптора.