На графическом эскизе известного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра изображен в двух ракурсах величественный монумент со статуей Максима Горького на строгом прямоугольном постаменте. Для мастера был характерен традиционный взгляд на рисунок как на подготовительный набросок к скульптурному произведению, поэтому эскиз исполнен в обобщенной манере, без тщательной проработки деталей. Между тем он стал результатом долгих размышлений автора, который иной раз годами вынашивал замысел своих произведений. В графическом эскизе Шадра уже намечено четкое структурное и композиционное решение образа. Справа на листе вписаны главные персонажи горьковской «Песни о соколе» – уж и сокол. Авторская надпись раскрывает стремление скульптора создать памятник не только писателю, но и умудренному опытом человеку, прожившему долгую и сложную жизнь.
В конкурсе 1939 года на проект памятника М. Горькому для Москвы участвовали такие известные советские скульпторы, как В. Мухина, М. Манизер, С. Меркуров и многие другие крупные мастера, но в итоге был принят проект Шадра. Однако Иван Дмитриевич не успел его осуществить: 3 апреля 1941 года он умер от тяжелой болезни. После смерти скульптора памятник по его проекту решили установить на площади Белорусского вокзала, куда Горький приехал в 1928 году после эмиграции, однако этому помешала Великая Отечественная война. В 1947 году группа скульпторов и архитекторов под руководством Мухиной возобновила работу по установке монумента, торжественное открытие которого состоялось 10 июня 1951 года. Через 50 лет началась реконструкция площади Белорусского вокзала, которая в наши дни носит историческое название Тверская Застава. Памятник демонтировали и установили в московском парке искусств «Музеон», и только в 2017 году отреставрированный монумент вновь вернули на его исконное место.
Работа над памятником М. Горькому для Москвы захватила Шадра. С Горьким его сближало стремление к возвышенному реализму в искусстве. Скульптор знал Алексея Максимовича с юности и мечтал увековечить его образ на протяжении всей творческой жизни, но только в зрелые годы ему удалось создать запоминающийся памятник любимому писателю, который и в старости не утратил могучую силу духа.