На рисунке советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра изображены два молодых человека с вещевыми мешками за плечами, с трудом преодолевающие скалистую местность. Высокая стройная фигура с гордо поднятой головой принадлежит самому Шадру, а понуро шагающая рядом – его приятелю и соученику по Екатеринбургской художественно-промышленной школе Петру Дербышеву. Справа под изображением автор приписал: «Пешком за славой». Эта трудная дорога к славе началась в 1907 году, когда приятели за неимением средств отправились пешком покорять Петербург. Они повторили маршрут своего кумира А.М. Горького, побывав на Каме, Волге, Доне, на Кавказе, в Крыму, в Москве, где их пути и судьбы разошлись. Шадр пришел в Петербург один. Впереди его ждали интереснейшие приключения и встречи, кардинально изменившие всю дальнейшую жизнь.
Слава, о которой Шадр мечтал в юности, действительно пришла к нему через 20 лет. Созданные им скульптуры
«Рабочий»,
«Крестьянин», «Сеятель» (все – 1922),
«Булыжник – оружие пролетариата» (1929), монументальная статуя В.И. Ленина в ЗАГЭС (1927) навсегда вписали его имя в историю русского и советского искусства, став своеобразной эмблемой советской эпохи. Шадр, весьма требовательный и пристрастный к себе человек, также считал именно эти работы своей творческой удачей.
Поражает разносторонность скульптора, которого всегда привлекала большая гражданская идея, воплощенная в монументальной форме. О грандиозности его замыслов свидетельствует множество набросков, рисунков, эскизов памятников; некоторые из них, к сожалению, остались только на бумаге. Жанровых сцен в творчестве Шадра не так много, поэтому столь ценны для нас такие рисунки, как «Пешком за славой», созданные в переломное для творческой судьбы скульптора время.