На графическом эскизе памятника А.С. Пушкину для Ленинграда Шадр поместил статую поэта на низком постаменте в форме колонны. Фигуру облегает тяжелая николаевская шинель, которая обобщает формы, придавая статуе монументальное звучание. Внизу на рисунке авторская запись пушкинских строк из стихотворения «К Чаадаеву»: «…верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья… и на обломках самовластья напишут наши имена». Именно в этом эскизе были найдены композиционная и сюжетная составляющие для исполнения проекта статуи Пушкина в материале для конкурса, объявленного в 1937–1938 годах.
Следует отметить, что задолго до объявления конкурса на создание памятника поэту Шадр начал работать над его воплощением: это подтверждают рисунки, датированные 1935 годом. В многочисленных набросках, альбомных заметках он намечает идеи создания памятника любимому поэту. В дни второго тура конкурса 1938 года был утвержден к реализации проект Шадра со статуей у ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. К сожалению, ему не суждено было осуществиться, так как неожиданно городские власти приняли решение установить памятник в сквере у Русского музея. Шадр согласился, но работу над новым проектом прервала тяжелая продолжительная болезнь, а 3 апреля 1941 года Ивана Дмитриевича не стало.
Пушкин был неразлучным спутником мастера последние пять лет жизни. Шадр знал наизусть чуть ли не все стихи поэта, тщательно изучал литературу о пушкинской эпохе. Он был убежден, что поэта надо изображать не созерцателем и одиноким мыслителем, но вдохновенным пророком своего народа, способным «глаголом жечь сердца людей». Именно такую возвышенно монументальную трактовку образа поэта отражают лучшие графические эскизы скульптора.