Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка, и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного».
Наталия Гончарова стремится осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ России крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбирает наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, каменные и деревянные рельефы – основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма.
Девятичастный полиптих «Сбор винограда», наряду с полиптихами «Евангелисты» и «Жатва», – самый значительный среди религиозных произведений художницы 1910-х годов. «Сбор винограда» и «Жатва» посвящены теме Апокалипсиса, по свидетельству самой художницы. На сегодняшний день известно семь частей полиптиха, они находятся в разных собраниях. Неизвестны названия двух утраченных картин, в связи с чем трудно восстановить идею и композицию всего цикла.
Картины «Лев» и
«Лебедь» выполнены в примитивистский манере, напоминающей древнерусские каменные и деревянные барельефы, изразцы. Мотив зеленого позёма-травы и голубых лунок на синем фоне неба повторяется в цикле из картины в картину. Хвост льва превращается в цветок, как и хохолок лебедя. Лев, птица и бык в цикле могут соотноситься с апокалиптическими животными, которые в христианской традиции стали символами евангелистов. Холсты
«Пьющие вино», «Несущие виноград», «Танцующие» ассоциируются с темой евхаристии – благодарения, праздника.
Полиптих «Сбор винограда» продолжает тему сбора плодов, характерную для крестьянских циклов Наталии Гончаровой 1909–1912 годов. Тема появилась в творчестве художницы под влиянием знаменитой картины Поля Гогена «Сбор плодов» 1899 года из собрания И.С. Щукина. Однако решает ее художница по-своему. В многочастных полиптихах «Евангелисты», «Жатва» и «Сбор винограда» Наталия Гончарова достигает наиболее полной реализации «русской», или «восточной», тенденции своего искусства.