Дева на звере. Лист из альбома «Мистические образы войны»
Патрон шедевра
Гончарова Наталия (1881-1962)
Дева на звере. Лист из альбома «Мистические образы войны»
1914
Размер - 32,3 x 24,5
Материал - бумага
Техника - литография, гуашь, цветная тушь
Инвентарный номер - ГР-844
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». Число листов – четырнадцать – обозначает год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Композиция этого листа – вариация на тему картины Гончаровой «Дева на звере» 1911 года. Образ вавилонской блудницы восходит к Апокалипсису. Блудница держит в протянутой руке чашу, наполненную «мерзостью и нечистотами блудодейства ее» (Откр. 17: 3–6). Во время Первой мировой войны на лубках в виде обнаженной блудной девицы на страшном звере изображали германского императора. Такие лубки назывались «Вильгельм едет в уготованное ему место». Война в народе воспринималась как горе, явление антихриста, персонифицированного в лице Вильгельма II.
На литографии обнаженное тело блудницы выделено белым пятном. Хвост зверя превращен в змея, который тянется к чаше. Его страшные головы увенчаны рогами в виде полумесяцев. Резкие контрасты черного и белого, жесткие линии придают изображению трагическое и устрашающее звучание.
Наталия Гончарова раскрашивала по одному листу в альбомах, которые дарила лично. В раскрашенном листе зверь окрашен в темно-красный с черным цвет, тело блудницы выделено ярким желто-оранжевым цветом на синем фоне. Колористическое решение литографии повторяет картину «Дева на звере» из апокалиптического цикла «Жатва».