Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». Число листов – четырнадцать – обозначает год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года он долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Монахи-защитники Пересвет и Ослябя, известные с XV века по текстам «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщине», согласно преданиям, были учениками Сергия Радонежского. В древности их изображали очень редко. Память о святых оживает в российском обществе в связи с пятисотлетием Куликовской битвы в 1880 году. Именами Пересвета и Осляби называли корабли российского флота в русско-японской войне. В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны В.М. Васнецов написал картину «Единоборство Пересвета с Челубеем».
Наталия Гончарова показывает незримое присутствие монахов-защитников в современной битве. Они едут на конях со сверкающими булавами подобно князьям-братьям на знаменитой древней иконе
«Борис и Глеб» из Успенского собора Московского Кремля, расчищенной от записей как раз в 1913–1914 годах. Сияние белого фона вокруг святых на литографии напоминает золотой фон иконы. Черный цвет, пучками лучей исходящий из верхнего угла навстречу конникам, напоминает об иконном приеме показывать благословение с небес.