Балет «Литургия» – один из самых смелых проектов С.П. Дягилева. Первое упоминание о будущей постановке встречается в письме Дягилева И.Ф. Стравинскому от 25 ноября 1914 года. «Сюжет подробно рассказывать не стану – скажу только, что зрелище святое, экстатическая обедня, 6–7 коротких картин. Эпоха по жанру около Византии <…> Музыка – ряд хоров a cappella – чисто религиозных, может быть, вдохновленных григорианскими темами» – так описана тема балета. Хореография поручена Леониду Мясину, которого Дягилев старательно готовил в балетмейстеры. Музыкальное сопровождение варьировалось на протяжении всего времени работы над спектаклем: русские церковные песнопения, европейские композиторы, предполагалось даже пригласить итальянских футуристов во главе с Томмазо Маринетти. В конце концов было принято невероятное решение – балет без музыки, сопровождением должен был стать звук шагов танцовщиков на полой, уподобленной барабану, сцене. Оформлением балета должна была заняться Гончарова, которую Дягилев специально пригласил из России в Швейцарию. Не имея либретто, музыки, даже количества сцен, художница обратилась к изобразительным источникам. Ее альбомы заполнены зарисовками и перерисовками с икон и фресок, карандаш бесконечно ищет адекватное изобразительное решение. Рисунки к «Литургии» – едва ли не лучшие гончаровские работы этого периода. В них варьируется масса источников. Если сами фигуры, их лики заставляют вспомнить византийские иконы, то орнаменты на одеждах заимствованы из образцов русской живописи и прикладного искусства XVI–XVII веков – от византийских, более изощренных, до близких к русским иконам. Балет не был реализован, но великолепные рисунки и эскизы многократно экспонировались на выставках и неизменно вызывали восхищенные отзывы критиков и зрителей.