Обращение к традиционной для русского искусства крестьянской теме характерно для многих художников начала ХХ века, когда интерес к частному, сиюминутному, изменчивому уступает место поискам всеобщего. Повторяющиеся в соответствии с цикличностью времен года и неотделимые от мира природы сцены крестьянской жизни – сенокос, сбор плодов, посадка картофеля – способствовали передаче вечных, устойчивых категорий и ощущению единства мироздания.
В работе Наталии Сергеевны Гончаровой «Крестьяне, сажающие картофель» трактовка пейзажного фона сохраняет непосредственность натурного наблюдения. Сдержанная цветовая гамма, состоящая из взаимодополнительных желтых и голубых, розовых и бледно-зеленых тонов в сочетании с серыми, передает прозрачную атмосферу неяркого весеннего дня. Вместе с тем бытовая сцена лишена элементов случайности и кажется закономерным продолжением мира природы. Серые мешки картофеля напоминают каменные валуны. В тех же серых тонах с вкраплением красочных пятен всей цветовой гаммы пейзажа изображены одежды сажающих картофель женщин. Чтобы отделить фигуры от фона, потребовалась даже обводка темно-серым контуром. Повторяющиеся движения персонажей включены в общую ритмическую организацию пейзажа, а фигура неподвижно стоящей слева женщины находит перекличку с чуть наклоненными стволами изображенных в верхней части полотна деревьев.
В картине отражено стремление художницы найти некую первоматерию, лежащую в основе всего сущего, живого и неживого, одушевленного и неодушевленного, и воплотить устойчивые закономерности жизни человека и природы.