Гончарова Наталия (1881-1962)
Английский лев. Лист из альбома «Мистические образы войны»
1914
Размер - 24,7 x 32,9
Материал - бумага
Техника - литография
Инвентарный номер - ГР-842
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Завершением русского периода творчества Наталии Гончаровой стал альбом авторских литографий «Мистические образы войны». Общее число листов – четырнадцать – обозначает год начала Первой мировой войны (1914), затронувшей личную жизнь художницы. Лидер авангардистов и близкий друг Наталии Гончаровой Михаил Ларионов был призван на фронт в августе. После тяжелого ранения осенью того же года долго лечился и был демобилизован.
В «Мистических образах войны» в полной мере проявились символистские истоки неопримитивизма Н.С. Гончаровой. Многие литографии альбома отражают традиционные русские образы, реалии военного времени и в то же время передают апокалиптические настроения, связанные с войной. В качестве первоисточников Гончарова обращается к иконам, лубкам, а также к современным плакатам, афишам и открыткам.
Второй, третий и четвертый листы альбома символически представляют три главные союзные державы. Белый двуглавый орел – символ России, лев – символ Англии и галльский петух – символ Франции.
На горизонтальном листе литографии царственно и торжественно предстает английский лев. В геральдике Великобритании львы появились со времен короля Ричарда I Львиное сердце. Лев также изображается на гербах Бельгии и многих древних русских городов. В цикле Наталии Гончаровой лев олицетворяет могущество военно-политического блока – Антанты.
В Апокалипсисе «Лев из колена Иудина» – символ самого Христа: «И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5: 5). В первоначальном эскизе, хранящемся в Русском музее, лев с гривой, похожей на корону, изображен на фоне моря с кораблями. На эскизе он улыбается наподобие льва из живописного полиптиха Наталии Гончаровой 1911 года «Сбор винограда». В итоговом варианте художница дает более обобщенный, репрезентативный образ, который прочитывается в свете современных военных событий как мистический образ грядущего Победителя.