Врубель Михаил (1856-1910)
Царь Берендей
1890-е. Экземпляр выполнен после 1903
Размер - 48,5 x 34,5 x 13,5
Материал - майолика
Техника - восстановительный обжиг, роспись полихромная
Инвентарный номер - СК-415
Приобретено у Е.А. Селезневой. 1933
Михаил Врубель – выдающийся русский художник конца XIX – начала ХХ века. Как представитель эпохи модерна, он реализовал творческий потенциал практически во всех видах изобразительного искусства. В области скульптуры Врубель также сумел воплотить свои новаторские творческие идеи.
Художник увлекся изготовлением керамической скульптуры, когда в 1890 году начал работать в гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево. На создание яркой, красочной майолики М.А. Врубеля вдохновляли образы русских народных сказок, которые вскоре стали сюжетами современных театральных постановок в Русской частной опере С.И. Мамонтова в Москве.
В начале 1898 года у художника возникли первые замыслы выполнения в скульптуре основных персонажей оперы «Снегурочка». В это же время у него завязались дружеские отношения с автором музыки – Н.А. Римским-Корсаковым. Заглавную партию в спектакле исполнила супруга живописца, певица Н.И. Забела-Врубель.
В пьесе А.Н. Островского царь Берендей – справедливый и мудрый правитель, который стремится к благополучию и миру для всех жителей своей страны. В этом произведении Врубель изобразил его в облике сказочного старца, погруженного в глубокие раздумья.
Созвучие русской народной культуре придает образу костюм персонажа – ало-бордовый парчовый кафтан и стрелецкая шапка. Ощущение великолепия и волшебства возникает благодаря золотым переливам глазури на цветной поверхности скульптуры. Особенной выразительности полихромии художник добился, освоив новую технологию восстановительного обжига.
Текучесть форм и утонченность колористического решения в керамических фигурах – органичное выражение в пластическом искусстве поэтического мира Врубеля.