Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка, и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного».
Наталия Гончарова стремилась осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ страны крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбрала наиболее сложный путь – проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, медное литье, крестьянская вышивка – основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма.
Триптих 1911 года «Богоматерь (с орнаментом)» Наталия Гончарова уподобляет народной иконе, украшенной полотенцем с узорами. Две орнаментальные створки триптиха напоминают народные вышивки, золотное шитье XVII века на церковных тканях и цветочные обрамления иконных образов в лубках и гравюрах XVIII–XIX веков. Образ, написанный художницей, воспроизводит иконографический извод «Богоматерь и Младенец в коронах», получивший широкое распространение к концу XVII века.
Гончарова в своих религиозных композициях не использует символы и надписания, обязательные для традиционной иконописи. В образе Богоматери и Младенца она пишет преувеличенно большие руки. Необычный жест поднятых рук Христа можно объяснить влиянием изображения Богоматери с Младенцем Виктора Васнецова в киевском Владимирском соборе. Васнецовский образ был очень популярен в России в начале ХХ века и многократно повторялся в народных иконах и лубках. Триптих «Богоматерь» написан экспрессивно, насыщенными контрастными цветами. Две боковые створки с крупным цветочным орнаментом усиливают его декоративную выразительность.