Гончарова Наталия (1881-1962)
Женский портрет. Бронислава Нижинская. Лист из альбома «Театральные портреты»
1926
Размер - 36,5 x 27,4
Материал - бумага
Техника - трафарет, гуашь
Инвентарный номер - Р-12954/3
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
Альбом с авторским названием «Театральные портреты» представляет серию вложенных в специальную картонную папку отдельных листов с условно портретными изображениями артистов знаменитой антрепризы «Русские балеты Сергея Дягилева». Произведения исполнены в технике «пошуар» (от фр. poche – карман, прорезь). Изображение создавалось при помощи трафаретных форм, через которые вручную наносилась краска. Особенность техники состояла в том, что впечатление оригинального рисунка сохранялось при тиражировании листа.
Датировка «Театральных портретов» долгое время вызывала вопросы. Исполненные в стилистике второй половины 1910-х годов, эти футуристические портреты, казалось, соответствовали обозначенному на обложке папки времени создания – 1915–1916 годы. Однако в одну из папок был вложен список с именами изображенных танцовщиков. Некоторые из них в 1915–1916 не сотрудничали с дягилевской антрепризой и не были знакомы с Наталией Гончаровой. Ответ помогло найти письмо исполнителя форм для пошуаров, датированное 1926 годом, в котором он писал: «Теперь я доканчиваю серию “Театральных портретов”, т.е. снимаю кальку, режу клише и одновременно делаю их проверку, т.е. отпечатываю по одному экземпляру каждый портрет». Очевидно, в 1915–1916 годах возникла идея создания серии портретов артистов, реализован же замысел был позднее, в 1926-м. Импульсом, возможно, послужило возвращение Гончаровой после трехлетнего перерыва в антрепризу С.П. Дягилева – 25 ноября 1926 года в лондонском театре «Лицеум» состоялась премьера оформленного ею балета «Жар-птица». Любопытно, что при кажущейся условности изображения Гончарова подмечает и воспроизводит столь характерные детали внешности, манеры одеваться, выражения лиц моделей, что при сравнении с фотографиями танцовщиков они очень узнаваемы.