Неопримитивизм – центральный этап исканий русского авангарда в 1909–1911 годах. История этого движения начинается со знакомства московских художников с новой французской живописью, творчеством Сезанна, Гогена, Матисса. Воздействие французской школы проявлялось в обновлении живописного языка и не только. Наталия Гончарова писала: «Эти последние [современные французы] открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины, а через него великую ценность искусства восточного».
Наталия Гончарова стремится осмыслить вечный вопрос о России между Востоком и Западом, запечатлеть образ России крестьянской и религиозной. Главной «идеологической установкой» неопримитивистов стал тезис о пагубности культурного разрыва между европеизированным русским искусством, возникшим при Петре I, и подлинно национальной традицией – иконописью и «искусством крестьян», которая должна стать источником художественного обновления. Художники определяли задачи новой живописи, сформулировав принцип «свободно трактованной традиционности». Наталия Гончарова выбирает наиболее сложный путь - путь проникновения в глубь народной традиции. Лубки, изразцы, медное литье и народная вышивка - основные иконографические источники ее религиозных композиций периода неопримитивизма.
Триптих 1911 года «Богоматерь (с орнаментом)» Наталия Гончарова уподобляет народной иконе, украшенной полотенцем с узорами. Две орнаментальные створки триптиха напоминают народные вышивки, золотное шитье XVII века на церковных тканях и цветочные обрамления иконных образов в лубках и гравюрах XVIII-XIX веков. Образ, написанный художницей, воспроизводит иконографический извод «Богоматерь и младенец в коронах», получивший широкое распространение к концу XVII в.
Наталия Гончарова в своих религиозных композициях не изображает символы и надписания, обязательные для традиционной иконописи. Триптих «Богоматерь» написан экспрессивно, насыщенными контрастными цветами. Две боковые створки с крупным цветочным орнаментом подчеркивают его декоративную выразительность.