Гончарова Наталия (1881-1962)
Разносчица апельсинов
1911–1912
Размер - 122 x 111
Материал - холст
Техника - темпера, гуашь
Инвентарный номер - Ж-1822
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной, Париж. 1989
В начале XX века Наталия Гончарова была одной из художниц, изменивших представления о возможностях женщины в искусстве. Ее продуктивность (на персональной выставке в Москве в 1913 году она показала более 700 работ), смелость и эксперименты с новыми стилями, энергия ее искусства, ни в чем не уступавшая мужской, сделали Гончарову одной из самых ярких фигур русского авангарда. «Разносчица апельсинов» – произведение, в котором художница-авангардистка обращается к образу женщины из традиционного патриархального общества.
Соединение восточного мотива и женских образов встречается не единожды в творчестве Наталии Гончаровой – кроме «Разносчицы апельсинов» оно есть и на картине «Еврейские женщины (Еврейская лавочка)» 1912 года. Оба произведения отсылают к идеалам патриархального общества. Героиня картины «Разносчица апельсинов» изображена в традиционной темной и закрытой одежде (здесь можно вспомнить, что сама Гончарова ввела в моду платье-рубашку, очевидно соревновавшуюся с мужским костюмом), на ее голове платок. Тот факт, что женщина вынуждена заниматься тяжелым и незаметным трудом, подчеркивается контрастом между хрупкой фигурой героини и размером корзины, не умещающейся целиком на пространстве холста. Яркость апельсинов, сочетание дополнительных цветов – оранжевого и синего – делают разносчицу в темном наряде еще более неприметной.
Наталия Гончарова акцентирует внимание зрителя и на том, что апельсины накрыты белой тканью, отражающей солнечный свет, тогда как героиня вынуждена находиться на ярком солнце в соответствующем традиции черном платье. Еще одна дань традиции – то, что женщины занимаются не интеллектуальным трудом (голова героини фактически придавлена корзиной), а физическим (рука, поддерживающая корзину, кажется натренированной и мощной, ладонь больше головы).
Дань восточному искусству – орнаментальность произведения. Гончарова отказывается от масляной краски в пользу темперы – более яркой и матовой. Орнаментально трактуется и силуэт женщины на фоне ослепительно синего неба, и узор плетения корзины, и форма апельсинов, выложенных рядами. А геометризм складок на белой ткани напоминает о том, что в сфере интересов художницы был не только неопримитивизм, но и кубизм.